С каждым годом в нашей стране растет процент товаров и услуг, несоответствующих стандартам качества. Это связано, как правило, с двумя факторами:
- единичная ошибка производства;
- намеренное невыполнение гарантий по качеству с целью экономии денежных средств.
Оба данных фактора ущемляют права покупателя, согласно закону «О Защите прав потребителей». Следовательно, если Вам продали некачественный товар или услугу, нужно предпринять ряд действий, которые необходимы для защиты Ваших прав.
Прежде всего, необходимо выяснить, что можно сделать с товаром или услугой, не отвечающим должным требованиям.
Товар, несоответствующий требуемым стандартам качества можно обменять, вернуть (получив взамен его полную стоимость) или отнести в сервисный центр, где устранят все его дефекты. Однако помните, что к некоторым товарам нельзя применить данные действия (т.е. обменять, вернуть и т.д.). Перечень данных товаров присутствует в постановлениях Правительства РФ N 1222 от 20.10.1998 и N 81 от 06.02.2002.
В случае же оказания некачественной услуги, Заказчик вправе требовать следующее:
- исправление недостатков за счет исполнителя;
- уменьшение стоимости услуги;
- вторичное оказание услуги;
- возмещение суммы, потраченной Заказчиком на ликвидацию недостатков.
Для того чтобы осуществить данные операции, Вам необходимо, в первую очередь, обратиться к продавцу или исполнителю с жалобой, в которой будут описаны претензии по поводу некачественного товара или услуги. Жалобу необходимо написать в двух экземплярах (второй нужно оставить у себя). В четверти случаев жалобы оказывается достаточной для удовлетворения Ваших требований.
Если же противоположная сторона отказывается от выполнения требований, то Вам нужно настоять на проведении экспертизы качества товара или услуги. Вам возместят стоимость или удовлетворят иные требования, если данное исследование покажет, что причинами появления дефектов стали действия продавца (производителя) товара или исполнителя услуги. Кроме того, в данном случае исследование оплатит также продавец (исполнитель).
Если результаты экспертного анализа свидетельствуют в пользу продавца (исполнителя), Ваши требования не будут выполнены, и Вы должны будете оплатить проведение экспертного анализа. Но если Вы уверены в Вашей невиновности, Вы можете заказать повторное исследование в другой организации. И в случае, если оно даст противоположные результаты, Вы имеете право обращаться в суд. Причем, Вы можете рассчитывать не только на возвращение стоимости за товар или услугу, но и на компенсацию морального ущерба.
И последнее: чтобы не запутаться в последовательности действий, рекомендуем Вам обратиться в Общество защиты прав потребителей. Специалисты данного общества объяснят Вам права, а также будет контролировать процесс принятия всех мер и действий, вплоть до окончания судебного процесса.